Получать новости
Если вы хотите получать новости о проекте, анонсы обсуждений и отчеты о проделанной работе, оставьте адрес электронной почты.
Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных.
Проектный семинар
Записаться на участие
Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных.
Проектный семинар
Записаться на участие
Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных.
Троицк.среда
Вело.Среда: что предлагают горожане
Рассказываем о результатах фокус-групп, опроса и встречах с экспертами по развитию велосреды Троицка. Это первый этап веломастер-плана города.
Что было сделано?
с февраля по май 2021 года
1
Онлайн-опрос
200+ жителей ответили на вопросы про развитие велосреды
2
Фокус-группы
Организовали встречи с разными группами стейкхолдеров: от подростков до спортсменов
3
Сообщество
Создали telegram-сообщество (100 велолюбителей) и несколько совместных велозаездов
4
Обзор
Проанализировали существующие планы и успешные практики
5
Экспертиза
Привлекли транспортных экспертов для оценки ситуации
6
Гипотезы
Выдвинули реалистичные гипотезы с их обоснованием
Онлайн-опрос
232

участника
85%

живут в Троицке
74%

имеют собственный велосипед в городе
В возрастной структуре респондентов преобладают молодые и люди среднего возраста (19 — 45 лет). На подростков и пенсионеров приходится менее 5% ответов. Смещенная выборка объясняется способом распространения анкет и сбора ответов в онлайн формате.
Портрет троицкого велосипедиста
Мужчина
Преобладают среди тех, у кого есть велосипед (по данным опроса)
Велопрогулка
Рекреационная функция преобладает над транспортной
Некуда поехать
Считает, что нужен связный маршрут, новые велосвязи и снижение помех
Открыт новому
Готов(а) платить за велохранилище и участвовать в экскурсиях
Фото Андрея Федорова с велоэкскурсии 30 мая 2021
Портрет тех, у кого нет велосипеда
Женщина
Преобладают среди тех, у кого нет велосипеда (по данным опроса)
Негде хранить
Основная причина, почему нет велосипеда. Особо отмечают нужность велохранилищ и велопроката
Мини-прогулки
Меньше интересуются длительными прогулками за город. Фокус на катании в городе
Мероприятия
Слабо заинтересованы в тематических мероприятиях и событиях
Как люди перемещаются внутри города
Мы спросили, как троичане перемещаются по разным городским делам, в Москву или на отдых и вот, какие результаты получили. Велосипед пока используется как способ отдыха, только 11% выбирают его как способ перемещения внутри города.
В настоящий момент велосипед занимает четвертое место в списке преимущественных способов передвижения в черте города. Ненамного его опережает общественный транспорт. Два лидера: пеший шаг и личный автомобильный — на них приходится более 85% ответов респондентов.

⅔ передвижений по городу занимают от 10 до 30 минут, четверть перемещений — быстрее 10 минут. Лишь для 6,4% маршрутов требуется более 30 минут. Активная для велоперемещений часть города является компактной, несмотря на 5-километровую протяженность с южной границы до северной.
Гипотеза 1: развивать велосипед в Троицке как способ передвижения внутри города для точек назначения в радиусе 30-минутной пешеходной доступности

Цель1: к 2025 году 10% троичан выбирают для таких перемещений преимущественно велосипед.
Как и когда катаются на велосипеде
74%
Прогулки
93%
В теплый сезон
81%
Каждую неделю
Люди пользуются велосипедом преимущественно для коротких и длинных велопрогулок, только четверть указала велосипед как способ перемещения на работу и с работы, этот показатель мог бы быть выше. Отмечена спортивная езда на велосипеде (33%) и нишевое экстремальное катание (11%). Рекреационная функция велосипеда преобладает над транспортной и спортивной.

Одно из объяснений популярности коротких велопрогулок заключается в том, что протяженности существующих велосвязей просто недостаточно для более длинных маршрутов. Развивая велосети, можно увеличивать и интенсивность/продолжительность использования велосипеда в черте города.
Отмечена высокая регулярность пользования велосипедом: больше половины опрошенных отметило, что использует велосипед несколько раз в неделю, 18% садится на велосипед в выходные и 13% пользуется им каждый день. Лишь 4% опрошенных выезжают на велосипеде несколько раз в сезон. Преобладает регулярное передвижение на велосипеде.

Более ⅔ респондентов катаются на велосипеде в бесснежное время года (лето, весна, осень), еще около четверти — только летом. Зимой пользуется велосипедом один из четырнадцати опрошенных. Запрос на круглогодичное катание низкий.
Трудности
Что мешает при передвижении по городу
Дискомфорт от велоезды в пешеходном пространстве
Опасение за сохранность велосипеда
Опасность соседства с автомобилистами
Некуда ездить, нет связных маршрутов
Велосвязи
Мы спросили у троичан, какие типы велосвязей кажутся им наиболее комфортными и безопасными и получились следующие предпочтения:
Первое место по востребованности занимают выделенные велодорожки, это говорит о важности включения обособленных велосвязей в профили реконструируемых в будущем улиц. Только 17% отметило в качестве предпочтительного варианта велополосу вдоль проезжей части.

По мнению опрошенных особенно важно разделить потоки велосипедистов и пешеходов, однако велодорожки должны проходить вне проезжей части.

Одна из существующих проблем: велосвязь на Октябрьском проспекте.
Связный веломаршрут
Мы спросили о том, что обязательно должно входить в единый веломаршрут по городу и получили следующие результаты. Узлы маршрута по городу и окрестностям (на основе упоминаний респондентов):
Наиболее часто респонденты говорят о востребованности веломаршрута до зон отдыха в черте города (Заречье) и за его пределами (парки в Красной Пахре и Ватутинках). Также есть запрос на участки веломаршрута по значимым местам города там, где их сейчас нет (микрорайон «В», Сиреневый бульвар, улица Городская и улица Центральная). Облако тэгов охватывает весь город, иллюстрируя необходимость единого веломаршрута в городе и вокруг.
Гипотеза 2: создать единый замкнутый маршрут в черте и вокруг города, соединяющий все точки притяжения.

Цель2: к 2025 году единый маршрут протяженностью не менее 7 км,
Идеи для развития велосреды
Велохранилища
Общественное хранение велосипедов в доме или рядом с ним
Велопрокат
Городские станции велопроката для поминутной или посуточной аренды
События / мероприятия
Популяризация велосипедного движения благодаря совместным заездам, экскурсиям и акциям

Велохранилища
Более 60% респондентов заявляют об актуальности велохранилищ, при этом преобладает умеренный запрос. Лишь у четверти опрошенных «нет возможности хранить велосипед».

47% респондентов готовы арендовать или купить место в велохранилище рядом с домом. В основном, опрошенные выступают за стоимость аренды до 1000 рублей в месяц.

Востребованность и эффективность велохранилищ можно провести для нескольких пилотных территорий, объединяющих несколько дворовых территорий и с выявленным запросом нескольких собственников. Размещать велохранилища, подразумевающие плату за пользование, в настоящее время представляется нецелесообразным.
Гипотеза3: протестировать формат, функциональность и востребованность велохранилищ.

Цель3: к 2022 году установить велохранилище в рамках программы по благоустройству дворовых территориях, предварительно обсудив с жителями домов.
Велопрокат
Отношение респондентов к велопрокату четко не определено и является противоречивым. Примерно поровну ответов за/против пользования велопрокатом, четверть опрошенных затруднились ответить на вопрос. Однако в настоящее время прорабатывается вопрос о размещении нескольких станций проката в разных частях города.

Отношение к условиям велопроката является также противоречивым. Примерно одинаковое количество респондентов выступают за «станции в шаговой доступности» и за ограниченное количество станций в центрах города. Лишь 5% опрошенных хотели бы доехать до Москвы на велосипеде, взятом в прокат.
Велопарковки
Где не хватает безопасных велопарковок:
Возле магазинов
Примеры: Вкусвилл, Дикси на Академической пл., Изумрудный, Ашан, Пятерочка на Сиреневом бул. и магазины на Калужском шоссе
На центральных улицах
Октябрьский проспект, Академическая площадь и Сиреневый бульвар
Во дворах / у подъездов
Примеры: ул. Центральная 7, ул. Юбилейная 4 и В-39
Возле (лесо)парковых зон
Примеры: Заречье, Троицкий лес
У школ и детских садов
Необходимо расширить существующие
У спортивных центров
Примеры: ДС Квант, База Лесная, фитнес-клуб Резиденция, городской стадион, площадки для футбола / баскетбола
События
Более половины респондентов готовы участвовать только в велоэкскурсиях по Троицку и окрестностям. В других мероприятиях поучаствовала бы треть опрошенных, что говорит о потенциальной востребованности. Около 17% людей не хотят участвовать ни в каких мероприятиях.

Велоэкскурсии, которые в тестовом режиме были проведены в мае-июне 2021 года, подтвердили запрос горожан.
Гипотеза 4: протестировать разные форматы экскурсий и велособытий, в том числе краеведческих и спортивных.

Цель4: к 2022 году проводит несколько велоэкскурсий в сезон. Формат зависит от результатов пилотных мероприятий.
Рейтинг важности мер
Движение без препятствий
Отделение потока велосипедистов от пешеходов, а также обустройство съездов и переездов
1
Популяризация велодвижения
Проведение велоэкскурсий по городу и окрестностям, а также велозабегов и акций "на работу на велосипеде"
2
Связный веломаршрут
Повышение связности велопередвижения и появление новых велодорожек в черте города
3
Информация о маршрутах
Информация о веломаршрутах по городу и окрестностям с использованием разметки и знаков
4
Установка велохранилищ
Появление велохранилищ в домах, во дворах или поблизости с возможностью аренды или покупки места
5
Установка велопарковок
Создание сети безопасных парковок возле магазинов, на центральных улицах, в парках, во дворах, у школ и спортивных центров
6
Мнения
Разработать маломальскую систему маршрутов, изолировать их небольшим заборчиком, газоном, разделителями рядом с тротуарами, чтобы ребёнку случайно заехать на велозону было непросто. Сделать велополосы. Развесить велознаки. Сделать организованные велопарки у мест общественного пользования: у школ, ТЦ, парков и пр. Имеющихся не хватает. Привести в порядок тротуарную сеть – исключить её перерывы. Сделать маршруты между районами: из Троицка в Ватутинки, Красную Пахру, Птичное, Пучково.
При должном развитии велодорожек, когда будут связаны дорожками все посещаемые объекты города преимущество будет очевидно, хотя бы шесть месяцев в году. И в плане ЗОЖ и в плане экологии и в экономии средств на топливо для авто. Это важно, и важна в этом случае пропаганда вело движения. Не стоять в пробках. Подьезд почти к дверям любого объекта.
Нарастают пробки, можно избежать этого с пользой для здоровья. Доступность локационно всей необходимой инфраструктуры. Остатки природного ландшафта сделали бы связные маршруты еще более привлекательными при достойной организации велопространства в союзе с пешеходами и автомобилистами.
Имеющиеся велодорожки не изолированы от пешеходных зон: на деле они используются для передвижения на любых видах колёсного транспорта – самокаты, ролики, детские велосипеды, гироскутеры, коляски и пр. В основном мамами с маленькими детьми, и это самые непредсказуемые пользователи. Ехать на велосипеде там просто опасно, тем более невозможно в тренировочном режиме. Предпочитаю объезжать велодорожки по автомобильной дороге. Маршрутов связанных, конечно, нет. Есть участки, где заканчивается велополоса и не начинается ничего... т.е. предполагается, что велосипедисты и пешеходы дальше едут на метле или автобусе.
Нет длинных, разнообразных, непрерывных веломаршрутов. Чтобы накатать по городу 10км нужно постараться. При этом на таком маршруте много некомфортных мест, где приходится спешиваться. Отсутствие велодорожек в лесу - ограничивает передвижение в непогоду или после дождя.
Больше велопарковок, больше нормальных съездов и заездов на тротуары, доступный и удобный прокат великов, грамотно размеченные велодорожки, чтобы пешеходы не чувствовали себя ущемленными, все таки их больше и они в итоге назло идут по велодорожкам, когда велодорожка больше чем у них, лучше уже велодорожку и какие-то правила ввести, возможно штрафы.
Только обустройство сети велодорожек и широкая пропаганда вело движения по городу и окрестностям. Это для большинстаа людей. Для меня лично достаточно сети велодорожек.
Мне кажется надо любыми способами развивать велокультуру, чтобы водители и пешеходы уважали велосипедиста. Надо, чтобы людям было удобно передвигаться в первую очередь не на машине. Поэтому приветствуется любой прокат не автомобилей.
Хотелось бы чтобы было грамотное разделение вело и пешеходных дорожек. такое размещение как сейчас, является крайне опасным и недопустимым, что доказывают постоянные столкновения, наезды на детей, пенсионеров и животных. По городу просто страшно передвигаться и на велосипеде/самокате и пешком. Кататься на велосипеде, без угрозы для своего здоровья и здоровья детей , приходится только в лесу.
Что способствует развитию
Анализ проведен на основе мнения респондентов и оценки привлеченных экспертов
География
Троицк — компактный город, в котором из любой точки до любой другой можно добраться на велосипеде, а также выехать на нем за город.

Высокая плотность населения в центральной и северной частях городах позволяют окупить инвестиции в велоинфраструктуру.

В городе есть зеленые зоны (лес, поля и зоны отдыха), которые могут быть приспособлены для катания на велосипеде..
Запрос жителей
Велосипед воспринимается жителями как
быстрый способ передвижения: быстрее автомобиля (во время пробок) и общественного транспорта (без необходимости ждать). Также он считается наиболее полезным и экологичным транспортом (физические нагрузки и отсутствие загрязнения воздуха).
В городе уже наблюдается активная уличная жизнь, и идет развитие общественных пространств. Дети используют велосипед для регулярных перемещений по городу (в школу, кружки и на прогулки). Любители активного отдыха каждую неделю совершают длительные велопрогулки за городом.
Инфраструктура
У значительного количества троичан есть собственные велосипеды.

Многие отмечают наличие первых велодорожек в черте города и в окрестностях. А также широкие тротуары, асфальтированные дороги и отсутствие многоуровневых развязок — одним словом, везде можно проехать.

Немаловажно, что в городе существуют неудобства для передвижения на автомобиле (закрытая для проезда ул. Юбилейная, пешеходные зоны и пробки)
Возможности
Велодвижение в России находится в стадии зрелого роста: в стране существуют успешные практики (например, Альметьевск или коммерческий кикшеринг) и амбициозные проекты на федеральном уровне (например, проект велотрассы от Москвы до Санкт-Петербурга).
Что мешает развиваться
Слабая инфраструктура
Не разделены потоки пешеходов и велосипедистов. Мало велодорожек и не охватывают весь город. Мало безопасных парковок и отсутствуют велохранилища. Инфраструктура не приспособлена для нашего климата.
Конкуренция с авто
Автомобили создают препятствия во время парковки во дворах, на переездах и в узких местах дороги. Они так или иначе нужны для поездок в Москву, что не позволяет отказаться от авто.
Нет ключевого игрока
В городе на данный момент отсутствует организация, своей приоритетной целью ставящая развитие комфортной велосреды, отсутствуют комплексные планы администрации города по созданию велосреды.