Получать новости
Если вы хотите получать новости о проекте, анонсы обсуждений и отчеты о проделанной работе, оставьте адрес электронной почты.
Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных.
Проектный семинар
Записаться на участие
Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных.
Проектный семинар
Записаться на участие
Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных.
Велосреда

ВЕЛО.СРЕДА: ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЗ

Общественное техническое задание по развитию велосреды в Троицке.
Результаты программы Троицк.Среда

Что это

Этот документ — результат проекта Вело.Среда, который посвящен исследованию и формированию общественного запроса на развитие велоинфраструктуры в Троицке.
об основных принципах и подходах, с которыми мы работали
о конкретных действиях
о том, что мы сделали в рамках проекта
о том, к каким гипотезам по развитию велосреды в Троицке пришли
Что дает городу развитие велосреды
Эффекты можно поделить на две группы: во-первых, люди, становясь велосипедистами, получают персональную отдачу, во-вторых, существует выгода для всего общества и города. Рассмотрим все эффекты в отдельности.
ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДИСТА

В час-пик велосипед может быть самым быстрым способом передвижения
Средняя скорость велосипеда в Москве составляет 15 км/ч (в Копенгагене — 15,5 км/ч), что почти эквивалентно средней скорости наземного общественного транспорта в Москве (15,7 км/ч в 2018 году). В условиях час-пик велосипед сохраняет предсказуемость времени в пути в отличие от личного транспорта.
ДЛЯ ОБЩЕСТВА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Лучшее решение для «последней мили»
Велосипед является одним из лучших решений для проблемы «последней мили» (расстояния от транспортного узла до пункта назначения, проще говоря, от конечной остановки до дома), поэтому в частности снискал популярность среди курьеров и почтальонов. Велосипед в Троицке может стать лучшим решением для подвоза людей к строящемуся метро в условиях дефицита парковочных мест для личных автомобилей и общественного транспорта, на который часто жалуются жители.
Велосипед укрепляет здоровье
Во-первых, снижается риск сердечно-сосудистых заболеваний при занятиях более четверти часа в день в умеренном темпе. Во-вторых, по данным исследования университета Суррея (Австралия) езда на велосипеде повышает контроль аппетита. В-третьих, велосипед задействует большинство мышц организма и тем самым производит системный эффект на здоровье человека: сжигаются калории, снижается стресс, повышается концентрация внимания, появляется ощущение счастья, корректируется фигура и т.д.
Оптимальное использование общественного пространства
Замещение автомобилей велосипедами позволяет решить проблему пробок и реконструировать автомобильные парковки под другие социальные нужды. Например, освобождение дворов от избыточного количества личных авто сделает его более безопасным для детей младшего возраста, которые в противном случае должны все время находится под родительским присмотром. Нужно учитывать, что данный эффект достижим только при крайне высоком уровне велосипедизации.
Велосипед экономит деньги
По данным аналитического агентства «Автостат», 42% россиян тратят более 4 тысяч рублей в месяц на покупку бензина для личного автомобиля. В свою очередь езда на велосипеде бесплатна (в том числе не облагается транспортным налогом и акцизом), а обслуживание велосипеда на порядок дешевле автомобиля при схожих сроках службы.

Естественно, велосипед не во всех ситуациях может заменить личный автомобиль, например, троичане не рассматривают возможность добираться до Москвы на велосипеде. Но это возможность сэкономить от 2,5 до 12,5 рублей на километр пути автомобиля по внутригородским дорогам (без учета техобслуживания). При полном отказе от авто не придется платить ежегодные взносы за техосмотр, страховку и транспортный налог.
Снижение загрязнения окружающей среды
Во-первых, по подсчетам Гринпис в России ежегодно от загрязнения воздуха преждевременно умирают 120 тысяч человек. По разным оценкам, до 90% загрязнения воздуха в городах — это автомобили. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, содержащиеся в воздухе микрочастицы обуславливают почти 9 % смертей от рака легких, 5 % смертей от сердечно-сосудистой патологии и порядка 1 % смертей от инфекционных заболеваний дыхательных путей. По данным Мосэкомониторинга, загрязнение воздуха в Троицке чаще всего связано с высоким показателем концентрации мелкодисперсных частиц сверхмалого размера (PM2.5), преимущественно состоящих из оксидов азота (компонента выхлопных газов автомобилей).

Переключение с моторизированного транспорта на велосипед позволяет снизить показатель PM2.5, а также объем выбросов углекислого газа в атмосферу. Колоссальное влияние на количество выбросов играет организация движения автомобилей в городе, значительная часть выбросов происходит в «пробках» и перед светофорами. Легковой автомобиль выбрасывает в атмосферу от 50 до 300 грамм CO2 на километр (нынешний европейский экостандарт для новых автомобилей Евро-6 устанавливает порог не более 130 грамм на километр). В свою очередь углеродный след велосипеда составляет 17 грамм на километр, что является самым низким показателем среди транспортных средств. В качестве примера, средний велосипедист, который совершает на одну велосипедную поездку в день больше и отказывается от одной автомобильной поездки в день в течение 200 дней сокращает эмиссию CO2 на 0,5 тонны.

Во-вторых, переход на велосипедный транспорт снижает шумовое и пылевое загрязнение в городе.
Велосипед — хороший способ отдыха
Одна из проблем города, которая фигурирует в опросах троичан, — «некуда пойти». Это, в частности, влияет на желание молодежи уехать из города после окончания школы. При этом велосипед может быть доступной формой развлечения для молодежи, а также способом добраться до отдаленных мест, представляющих интерес (зоны отдыха, торговые центры, купальные места). Развитие велосреды позволяет также развивать велотуризм: экскурсии и заезды по городу и окрестностям.
Развитие локальной экономики
Согласно исследованию PwC на фрилансе работают 14 млн россиян (при 75 млн людей, включенных в рабочую силу). Объем выручки оценивается в 41 млрд долларов, страна входит в десятку экономик с крупнейшим в мире рынком фриланса. Рынок фриланса — это в том числе городские услуги (курьерские, образовательные, сервисные и др.), скорость оказания которых зависит от возможности быстро перемещаться в пространстве (например, доставлять пиццу или отводить ребенка на кружок).

Развитие велосреды улучшает условия труда для фрилансеров, а также позволяет вырасти сервисным компаниям, обслуживающим велоинфраструктуру (веломастерские, веломойки, велохранилища, велопрокат, велоэкскурсии и т.д.). Размер рынка велосипедных услуг оценить трудно: грубая оценка при уровне велосипедизации в 5% от всех жителей дает до 15 млн. рублей в год, что может приносить до 1 млн. рублей местных налогов. Наконец, переход на велосипеды снизит число поездок за покупками в крупные торговые центры за пределами города (в Германии около 9% всех покупок совершается на велосипеде), а значит местные магазины получат возможность нарастить свою выручку.
Для чего мы вообще хотим развивать велосреду в Троицке
Чтобы был +1 способ добраться из точку А в точку Б
Всегда хорошо, когда есть выбор, на чем добраться из точку А в точку Б: пешком, на общественном транспорте, личном авто или велосипеде. Мы уверены, что велосипед может стать отличным средством передвижения на короткие дистанции в черте города, и в его пользу будут все чаще делать выбор люди. Кроме того, велосипед — еще и хороший способ отдыха и досуга.
Чтобы локальная экономика получила новые возможности
С ростом числа велопользователей будут развиваться соответствующие услуги и сервисы, а также появится запрос на появление новых. Например, чем больше велосипедов, тем нужнее их где-то хранить (а значит могут появиться велохранилища, спроектированные по запросу), чем больше интересных мероприятий проходит, тем больше людей хотят к ним присоединиться (а значит будет востребован сервис велопроката), таких примеров можно привести еще много.
Чтобы поддерживать идентичность
Город, по улицам которого ездят велосипедисты, который целенаправленно создает сеть велосвязей и где проходят велособытия сильно отличается от спального района мегаполиса. В таком городе хочется жить, в таком городе хочется реализовываться.

Как мы работаем

КОММУНИКАЦИЯ. Изучение общественного запроса и взаимодействие с горожанами на всех этапах развития велосреды важно, потому что помогает принимать верные решения, которые будут востребованы в дальнейшем. Нужно не просто проложить велодорожку или установить велопарковку, но сделать так, чтобы опыт пользователей был комфортным и его хотелось повторять снова. С кем мы взаимодействуем:
Горожане Троицка
Нам важен запрос не только тех, кто уже пользуется велосипедом, но и тех, у кого велосипеда нет. Отдельным сообществам мы уделяем особое внимание, потому что среди них много настоящих или будущих велопользователей: это старшеклассники городских школ, люди, которые работают в черте города, а также велоэнтузиасты.
Администрация города
Реализация общественного технического задания возможно в первую очередь силами администрации города, при этом важно участие специалистов разных профилей: архитектуры, благоустройства, транспорта, безопасности и пр.
Предприниматели
Возможность создания новых сервисов и развития существующих зависит от предпринимателей. В городе уже есть несколько успешных примеров тематического бизнеса (например, сервисы ремонта), на основании муниципально-частного партнерства можно создавать новые.
    Эксперты
    Нам важен опыт других городов, поэтому мы привлекаем экспертов и изучаем лучшие муниципальные практики.
    КОМПЛЕКСНОСТЬ. Среда складывается из множества факторов — это и создание инфраструктуры, и популяризация темы, и развитие новых сервисов. Именно поэтому важен комплексный подход, где все составляющие объединены общим видением, на основании которых принимаются управленческие решения и осуществляется реализация. Развитие велосреды — это не отдельная опция и элемент, а неотъемлемая часть развития улично-дорожной сети, общественных пространств, благоустройства территории и реализации стратегии социально-экономического развития.

    УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТАМИ. На каждом этапе важно понимать, какой эффект дают/не дают принимаемые решения. Поэтому важно оценивать ситуацию с помощью понятных, прозрачных и измеримых показателей. Сейчас, по оценкам Троицк.Среды, вовлеченность горожан в велодвижение составляет 1,7% от числа жителей Троицка, а главной целью для политики города могло бы стать увеличение этого показателя до 7% к 2025 году. Цель раскладывается на задачи, каждую из которых можно измерить. Видение системы оценки будет предложено ниже.
    Что мы сделали
    (с 1 января по 1 июля 2021 года в рамках гранта Мэра Москвы для социально-ориентированных НКО)
    1
    Изучили существующие планы
    Собрали и изучили существующие планы по развитию велоинфраструктуры в Троицке (рабочие встречи со специалистом управления архитектуры и градостроительства Владимиром Простовым, с начальником отдела спорта администрации города Сергеем Мискуном)
    2
    Проанализировали кейсы
    Проанализировали кейсы Альметьевска и Санкт-Петербурга и спросили у экспертов (консультации экс-координатора движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга, советника вице-губернатора Санкт-Петербурга по развитию велоинфраструктуры Дарьи Табачниковой и главного архитектора Альметьевска Антона Севастьянова)
    3
    Привлекли экспертов
    Привлекли практикующих экспертов для консультаций в разработке общественного технического задания (рабочие встречи и консультации с экспертом, сотрудником Студии транспортного проектирования STEP Валерием Ларионовым)
    4
    Спросили у горожан
    Провели онлайн-опрос горожан (200+ участников)
    5
    Спросили еще раз
    Организовали серию фокус-групп («Быть велосипедистом в Троицке», «Школьники на велосипеде», «На работу на велосипеде», «Веломаршруты: город и окрестности»). Отчеты о них можно посмотреть в разделе сайта: https://troitsksreda.ru/velo
    6
    У профессиональных горожан тоже
    Организовали серию экспертных интервью для уточнения проектных гипотез (Дмитрий Крына, основатель веломастерской Velomexanika,, Сергей Панькин, основатель веломастерской biketroitsk.ru , Тимофей Пушков, проектный менеджер ГК «ТехноСпарк», Александр Фрязинов, сторонник развития городского велосипедного движения Краснознаменска, Роман Захаров, велоэксперт из Финляндии).
    7
    И у маленьких горожан в том числе
    Провели вело-урок в Гимназии имени Н.В. Пушкова, открытый урок для дошкольников в образовательном центре в Троицке ''Speky RickY'' и уличный воркшоп на Сиреневом бульваре и Академической площади
    8
    Дали старт новому сообществу
    Создали рабочую группу «Вело.Среда Троицк» (100+ участников)
    9
    Провели инвентаризацию
    Провели серию велозаездов для составления списка «1000 мелочей»
    10
    Сделали экскурсии
    Организовали две велоэкскурсии по Троицку и веловыезд в Дубровицы.
    11
    Представили результаты
    Сделали общественное техническое задание, которое передаем администрации города.

    Как сейчас

    Всю существующую велоинфраструктуру в Троицке можно отнести к одному из следующих типов: 1) велодорожки 2) велопарковки 3) веломастерские (например, «Веломеханика», «Велобайк» и др.) 4) велопрокат (на базе «Лесная»). Также проводятся велособытия (например, велопробеги в День города и День государственного флага по Октябрьскому проспекту и Солнечной улице, спортивные велопробеги на базе «Лесная», акция «Леди на велосипеде»).

    Черты существующей велоинфраструктуры.

    Существуют элементы велосвязей внутри города, однако они ограничены, сосредоточены в центральной части города. Существующие веломаршруты можно оценить и как хорошие, и как неудовлетворительные, при этом нет артикулированной сети маршрутов, скорее это хаотичные перемещения, отсутствует направленность маршрутов (разделение на транзитные, рекреационные, спортивные и др.)

    Ограниченность разнообразия инфраструктуры (она ограничена только создаваемыми велодорожками и велопарковками и не подразумевает создания другой инфраструктуры для велосипедистов, которая при этом востребована)

    Очевидные проблемы, с которыми сталкиваются многие велосипедисты: смешение велосипедных и пешеходных потоков, что создает дискофморт для всех, небезопасное движение по некоторым участкам, отсутствие необходимых велосвязей в северной и южной части города, нет мест для хранения велосипеда и т.д. (подробнее об этом в результатах опроса)

    Низкая популяризация велодвижени
    я: отсутствие информации о существующих веломаршрутах («некуда поехать») и возможностях

    Отсутствие комплексного подхода в реализации, этапности создания инфраструктуры и видения целевого результата

    Существующие планы развития до 2025 года:
    По данным, предоставленным администрации городского округа Троицк, до 2025 планируется: 1) создание новых велосвязей (в том числе по природной территории 2) организация новых велопарковок из бюджетных средств и средств собственников объектов

    По данным сопроводительных материалов проекта Генерального плана городского округа Троицк в городе Москве до 2040 года, в системе городских территорий предусматривается развитие пешеходных связей и велосети, что обусловлено масштабом городских территорий, имеющих максимальные размеры от 3,5 км широтного развития до 7,0 км удаленности границ с севера на юг". Предлагается создание велодорожек а) самостоятельной трассировки б) в составе профиля улиц.
    «В системе городских территорий предусматривается развитие пешеходных связей и велосети, что обусловлено масштабом городских территорий, имеющих максимальные размеры от 3,5 км широтного развития до 7,0 км удаленности границ с севера на юг. Преодоление таких расстояний не потребует временных затрат, превышающих 30 минут на велосипеде при обеспечении проезда по обустроенным путям движения»

    «Велодорожки предусматриваются в коридорах УДС по магистральным улицам районного значения и главным местным улицам, а так же в самостоятельном прохождении на рекреационных территориях. Схема велосети и пешеходных связей в проекте Генерального плана задает рекомендуемые направления связей для последующего уточнения локальными проектами и учета в составе поперечных профилей УДС»

    Что нужно горожанам

    Что способствует развитию
    География
    Троицк — компактный город, в котором из любой точки до любой другой можно добраться на велосипеде, а также выехать на нем за город.

    Высокая плотность населения в центральной и северной частях городах позволяют окупить инвестиции в велоинфраструктуру.

    В городе есть зеленые зоны (лес, поля и зоны отдыха), которые могут быть приспособлены для катания на велосипеде..
    Запрос жителей
    Велосипед воспринимается жителями как
    быстрый способ передвижения: быстрее автомобиля (во время пробок) и общественного транспорта (без необходимости ждать). Также он считается наиболее полезным и экологичным транспортом (физические нагрузки и отсутствие загрязнения воздуха).
    В городе уже наблюдается активная уличная жизнь, и идет развитие общественных пространств. Дети используют велосипед для регулярных перемещений по городу (в школу, кружки и на прогулки). Любители активного отдыха каждую неделю совершают длительные велопрогулки за городом.
    Инфраструктура
    У значительного количества троичан есть собственные велосипеды.

    Многие отмечают наличие первых велодорожек в черте города и в окрестностях. А также широкие тротуары, асфальтированные дороги и отсутствие многоуровневых развязок — одним словом, везде можно проехать.

    Немаловажно, что в городе существуют пространства, ограниченные для передвижения на автомобилях (закрытая для проезда ул. Юбилейная, пешеходные зоны и пробки).
    Тенденции
    Велодвижение в России находится в зачаточном состоянии: в стране существуют начинания на региональном (например, Альметьевск или коммерческий кикшеринг) и федеральном уровне (например, проект VeloOne, велотрассы от Москвы до Санкт-Петербурга).
    Что мешает развиваться
    Ограничения инфраструктуры
    В сложившемся городе много ограничений по созданию инфраструктуры (например, проложенные коммуникации в буферных зонах). Во многих местах практически невозможно изменить профиль улиц для включения велосвязи из-за отсутствия пространства.

    На многие планы по строительству и благоустройству влияют более масштабные проекты (например, прохождение метро), что делает комплексное поэтапное планирование сложнореализуемым.
    Конкуренция с авто
    Высокая конкуренция с автомобилями, поскольку маятниковая миграция и необходимость поездок за пределы города не позволяет отказаться от них полностью.
    Нет ключевого игрока
    В городе на данный момент отсутствует организация, своей приоритетной целью ставящая развитие комфортной велосреды, отсутствуют комплексные планы администрации города по созданию велосреды.

    Что мы предлагаем администрации города

    Горизонт 1 год
    Разработать и утвердить муниципальную программу «Развитие велосреды на территории городского округа на 2022-2025 годы» с четкими показателями
    до декабря 2021 года


    Реализовать предложенные тактические решения по по улице Центральной и Октябрьскому проспекту, зафиксировать ситуацию до/после, оценить эффекты и принять решение по окончательному варианту
    до сентября 2021 года


    Принять локальные решения из списка «1000 мелочей»
    до декабря 2021 года


    Активировать маршрут urban (дооснащение отсутствующих участков, навигация, велособытия)
    до декабря 2021 года


    Провести эксперимент по установке велохранилища в одном из дворов, оценить эффекты и принять решение по распространению или тесту других типов
    до сентября 2021 года


    Провести акцию «На работу на велосипеде»
    в сентябре 2021 года
    1ГОД
    Горизонт 3 года
    Привлечь специалистов для создания рабочего проекта велосвязей
    по предложенной схеме

    Организовать велосвязи на всех строящих улицах (например, улице Академика Харитона), для оценки проектных решений привлекать консультантов

    Активировать маршрут forest (дооснащение велосвязей на природных территориях, навигация, велособытия)

    Поддерживать энтузиастов, которые будут проводить велоэкскурсии на постоянной основе

    Создать организованные пространства для хранения велосипедов во дворах / тестирование нескольких возможных форматов / финансовое участие собственников.

    Организовать систему велопроката (три наиболее вероятных сценария: 1) Сервис «Велобайк» 2) Муниципально-частное партнерство 3) Велошеринг (например LuckyBike, оценка инвестиций 6 млн для системы и 250 велосипедов)
    3ГОДА
    Горизонт 5+лет
    Реализовать проект создания велосети с полноценными маршрутами по направлениям urban forest rural, комплексное развитие велосвязей на юге города

    Создавать разнообразную инфраструктуру по запросам горожан. Типы создаваемой велоинфраструктуры:

    а) Велосвязи: внутригородские, внешнегородские, межгородские, международные.
    б) Велохранилища (типы, подтипы):
    — домашнее хранение, вблизи места проживания,
    — внешние хранилища для пересадки на общественный транспорт;
    — велопарковки около организаций, мест отдыха и др.

    в) Аренда (типы по хранению, типы транспорта, формы затрат)
    — Примеры.

    г) МАФ для вело (подножки, светофоры, урны, столы, освещение, стеллы с счетчиками, стенды с маршрутами и др.)

    Совместно с городскими предпринимателями внедрить программу лояльности для горожан: скидки в учреждения и на услуги, бонусы для жителей города от кафе и магазинов, если они приехали на велосипеде, велособытия и др.

    Распространять опыт Троицка на другие города.
    5+ЛЕТ

    Что мы предлагаем сообществу

    От консолидированных действий зависит будущее развитие велосреды. Предлагаем делиться планами, устраивать совместные активности и продвигать идеи. За время существования Вело.Среды к сообществу присоединилось больше 100 человек. Вы тоже можете.

    Кто может быть партнером

    Потенциальные стейкхолдеры

    Муниципальные учреждения (Магазин «Центральный», Дворец спорта «Квант», «Центр МоСТ», база «Лесная»)

    «Веломеханика» (пример совместного проекта: организация городского велопроката, а также сервиса аренды самокатов)

    «Лаборатория истории места», «Троицк.Пешком», «Точка Кипения» (пример совместных проектов: организация велоэкскурсий)

    ГК «ТехноСпарк» (пример совместного проекта: изготовление вело-МАФов по запросу)

    Кафе и рестораны, спортклубы и фитнес-центры, учреждения дополнительного образования и досуга (пример совместного проекта: организация программы лояльности)

    Собственники (пример совместного проекта: совместное финансирование обустройства велохранилищ)

    Троицк.Среда (оператор программы)

    Что конкретно

    ВЕЛО+ МАРШРУТЫ

    Маршруты urban


    Что это: Внутригородские велосвязи к местам работы/школы, отдыха и досуга, торговли, сервисов и услуг.

    Характеристики маршрутов: для пользования каждый день, уровень сложности 2/10, наложение разных типов пользования, подходят для всесезонного использования.

    На что обратить внимание: при проектирования возможно придется столкнуться со значительными ограничениями: отсутствие физического места; наличие деревьев, охранные зоны. Необходим также постоянный мониторинг: нужно следить за пересечениями потоков, чтобы не возникало конфликтных точек. Необходимо обеспечить качественное обслуживание, в том числе в холодное время года, для полноценной работы маршрутов.
    Маршруты forest
    Что это: Внутригородские прогулочные маршруты по природным территориям

    Характеристики маршрутов: для пользования несколько раз в неделю, уровень сложности 2-3/10, доступны в теплое/сухое время года

    На что обратить внимание: при проектировании учесть щадящие материалы для лесных территорий, предусмотреть освещение
    Marketing
    Что это: Велосвязи для соединения с внешними маршрутами по окрестностям

    Характеристики маршрутов: два сценария пользования: прогулочный и транзитный (в перспективе по принципу "последней мили" до станции метро, остановок общественного транспорта)
    Для активации каждого из типов маршрутов необходимо:
    Велополосы/велодорожки
    Организация велополос (за счет излишней ширины проезжей части) или велодорожек (за счет существующей буферной зоны)
    Велостыки
    Удобные соединения маршрутов без разрывов, обозначение перекрестков, въездов/выздов во дворы, разметка и покраска дорожного покрытия для навигации и обозначения участков повышенного внимания, обустройство дорожных знаков, дооснащение светофоров специальными велосветофорами
    Навигация
    Навигация по маршруту с указанием направлений, пункта назначения, расстояния, интересных фактов, потенциальная интеграция с приложением
    Активация
    Активация маршрутов (проведение велособытия и информационной кампании. Пример:для запуска маршрута forest соревнование на велосипедах mtb)
    Этапность
    Строить велосвязи в логике появления новых маршрутов

    По степени капитальных вложений (некапитальные, локальные и тактические решения - реконструкция - новое строительство)

    ВЕЛО+ АПГРЕЙД

    1000 мелочей

    Таблица предложений для быстрых исправлений существующей велоинфраструктуры (создана в ходе серии велозаездов с участниками рабочей группы).

    Центральная улица. ПЕРВАЯ ВЕЛОПОЛОСА В ГОРОДЕ

    В 2020 года, после пандемии COVID-19, сети временных велополос развернули во многих мегаполисах мира. Пример Москвы: велополоса на Лесной улицы. В мае-июне участки временных велополос появились в Каретному ряду и Малой Дмитровке, в Китайгородском проезде, на улице Лебедева, Мячковском бульваре и дублере Люблинской улицы. В 2020 году временными велополосами в Москве воспользовались 300 тыс. раз.

    Что предлагаем? Организовать на Центральной первые участки велополос в городе.

    • Обозначаем велополосы
    • Делаем съезды с существующей велодорожки на Солнечной улице, к площади академика Верещагина и улице Пушковых
    • Наносим разметку
    • При необходимости устанавливаем столбики
    Габариты профиля дороги: 1,4 м (велополоса + разметка) + 3,25 м (проезжая часть) + 3,25 м (проезжая часть) + 1,4 м (велополоса + разметка). Указанные габариты соответствуют требованиям ГОСТ по ширине проезжей части для дорог (см. таблицу 11.2а)

    Важно, что мы предлагаем тактические решения, которые не предполагают конструктивных изменений. Ориентировочный срок реализации — 30 дней. В дальнейшем возможны конструктивные решения (требует проработки на этапе проектирования)

    Центральная, вариант max (ширина велодорожки 1,5 м в уровень с тротуаром и расширением тротуара. Проезжая часть не затрагивается, появляется возможность на переходах организовать островки безопасности, а велосипедистам не придется ехать по дорожной грязи. В перспективе возможно ограничения скоростного режима до 30 км/ч)

    Октябрьский проспект. РЕШАЕМ КОНФЛИКТ С ПЕШЕХОДАМИ

    Типичные проблемы велосипедистов на данным участке дороги: несвязность двух сторон и «перескакивание» веломаршрута с одной стороны на другую, конфликты с пешеходами за пространство и слишком тесное соседство на некоторых участках, при котором невозможно комфортное движение на велосипеде, а у пешеходов не остается места, плохие стыки, бордюры, разный уровень при пересечении въездов во дворы.

    В чем решение:

    • Перераспределяем пространство, сужая велодорожку
    • Добавляем буферную зону
    • Обозначаем велосъезды
    • Продлеваем обозначение разметки до улицы Академика Черенкова

    Вариант реализации:

    ВЕЛО+ ХРАНИЛИЩЕ

    Изучив различные варианты и модификация, предлагаем для тестовой установки велохранилище «Гринвуд» (20 велосипедных мест), компания Unotrade.

    Параметры: 190 770 руб. (148 770 руб. 1 шт. с НДС на 20 мест, доставка для 1 шт. до Москвы + монтаж 42 000 руб). Срок изготовления 25 рабочих дней. Габариты: высота: 2200 (мм.), глубина: 2100 (мм.), длина(20 мест): 8200 (мм.)
    Предложенные локации для размещения:

    Велопарковка крытая 1 (Академическая площадь, дом 3)
    Велопарковка крытая 2 (Октябрьский проспект, дом 13)
    Велопарковка крытая 3 (во дворе улиц Солнечная, дом 5, Троицкий бульвар, дом 7 и Троицкий бульвар, дом 5)

    ВЕЛО+ СОБЫТИЯ

    Мы предлагаем регулярный формат велоэкскурсии по городу и в окрестности

    Как мы попробовали:

    Экскурсии по Троицку, 30 мая, 5 июня, 30+ участников

    Формат: вводный инструктаж, поездка 10+ км (уровень сложности 2/10) с остановкой в точках и экскурсия от краеведа Григория Дьячкова
    Велоэкскурсия в Дубровицы, 12 июня, 20+ участников

    Формат: вводный инструктаж, поездка 20+км (уровень сложности 4/10), экскурсия от московеда Павла Гнилорыбова, пикник и обсуждение Вело.Среды, дорога обратно

    ВЕЛО+ ИНФО

    В рамках Троицкой проектной лаборатории PRO.TRO участники создали сайт с маршрутами Velo.Tro (1 раз в неделю новый маршрут, маршруты по степени сложности, в будущем возможна разработка приложение и интеграция с системой навигации)

    ВЕЛО+ ШЕРИНГ

    В качестве основного варианта прорабатывался вариант размещения станций московского велопроката «Велобайк». Мы провели рабочие встречи с представителем троицкого отделения Банка ВТБ (основной партнер проката в Москве) С. Барбашем и представителем компании «Велобайк». Основное ограничение заключается в значительной удаленности Троицка от основных зон распространения велопроката, это ведет к значительным издержкам по логистике при обслуживании.

    Запрос о распространении велопроката был направлен от Троицк.Среды в Префектуру ТиНАО, Дептранс Москвы, «Ситибайк» (оператор велопроката).

    ВЕЛО+ ОЦЕНКА

    Система ключевых индикаторов для оценки

    Эффекты развития велосреды могут и должны быть оценены при помощи ключевых индикаторов, образующих единую систему. Многие индикаторы, которые мы предлагаем, позаимствованы из Индекса качества жизни от ВЭБ.РФ. Описываем всю систему и предлагаем способы для регулярных измерений.

    Общая характеристика велоинфраструктуры

    • Протяженность велополос / велодорожек в границах городского округа (км)

    • Протяженность максимального непрерывного маршрута по велополосам / велодорожкам в границах городского округа (км)

    • Доля велополос / велодорожек, отделенных от пешеходных потоков и автомобильного трафика (%)

    • Количество велопарковочных мест (на 10 000 жителей)

    • Количество мест в велохранилищах (на 10 000 жителей)

    • Оценка обеспеченности велосипедами (количество личных и шеринговых велосипедов на 100 жителей)
    Индикаторы, касающиеся велополос / велодорожек и хранения велосипедов, могут измеряться по муниципальным реестрам, обновляемым ежегодно. Оценка обеспеченности велосипедами осуществляется на основе опроса.

    Скорость и удобство транспортной системы

    • Среднее время на внутригородское перемещение по делам (на работу / по магазинам / в гости) (мин.)

    • Среднее время на дорогу от дома до работы (мин.)

    • Разрыв между желаемым и факт. используемым видом транспорта (соотношение респондентов, которые хотели бы добираться до места работы или учебы иначе, чем сейчас, и общего количества респондентов, %)

    • Средняя самооценка удовлетворенности населения своей мобильностью (балл от 1 до 10)
    Измеряется на основании опроса

    Развитие локальной экономики

    • Количество сервисных компаний, предоставляющих велосипедные услуги (по муниципальному реестру, обновляемому ежегодно)
    Развитие публичной жизни

    • Оценка причастности к сообществам (доля респондентов, принимающих участие в деятельности общественных инициативных групп, местных сообществ, созданных для помощи другим, защиты интересов, решения общих проблем жителей вашего города)

    • Оценка уровня развития культурной жизни города (доля респондентов, не согласных с утверждением «В городе некуда пойти»)

    • Количество мероприятий по популяризаций велосипедного движения в год (шт.)
    Безопасность

    • Доля ДТП с участием велосипедистов в общем количестве ДТП (%)

    • Количество краж велосипедов в год (шт.)
    Данные индикаторы рассчитываются на основе открытых данных ГИБДД и внутренних данных МВД.

    Все или выборочные из перечисленных показателей могут стать конечные результатами реализации муниципальной программы «Развитие велосреды на территории городского округа на 2022-2025 годы».